Качество покрышек – важная техническая характеристика автомобиля, напрямую влияющая на безопасность движения. Неприспособленность летних шин к езде по зимним дорогам влияет на управляемость ТС и провоцирует создание им аварийных ситуаций. Этим фактором и обусловлен штраф за летнюю резину в зимний период.

Шины летние и зимние: требования закона к их использованию

Штраф за летнюю резину

Использование летней резины в зимний период – один из самых противоречивых момент с точки зрения назначения штрафов. Многие водители до сих пор не осведомлены, предусмотрен ли штраф за летнюю резину, использующуюся не по сезону.  Сотрудники ГИБДД неоднократно предупреждали автовладельцев о возможном повышении штрафа за отсутствие зимней резины, но на законодательном уровне вопрос пока не решён.

Однако данная ситуация не означает, что водители могут спокойно передвигаться на покрышках любого качества в любое время года. Безопасность поездок на летних покрышках сомнительна, даже при хорошем качестве работы дорожных служб. Первые же заморозки неизменно приводят к увеличению числа аварий на дорогах, поскольку даже очень аккуратная езда на непредназначенных для гололёда покрышках снижает управляемость автомобиля в разы.

Официальных понятий «летняя» и «зимняя» резина в ПДД не существует. Возможно, именно этот факт заставляет водителей сомневаться, существует ли штраф за езду на летней резине. Однако есть несколько требований к качеству автопокрышек, регламентирующих глубину протекторов и наличие на покрышках шипов в зависимости от сезона.

Основные отличия покрышек, предназначенных по закону для использования при разных температурных режимах, заключаются в следующем:

  • Летняя шина – изготовлена из резины большей жёсткости, с целью предотвращения быстрого износа при эксплуатации в контакте с асфальтом. Однако резина повышенной жёсткости при воздействии на неё низких температур становится ещё более твёрдой, что отрицательно сказывается на её сцеплении в обледенелым дорожным покрытием. В результате, даже на абсолютно чистом асфальте у летней резины велика вероятность проскальзывания при торможении. Прокол промёрзшей летней покрышки даже может привести к её разрыву.
  • Зимняя шина – изготавливается из резины, не склонной к затвердению под воздействием низких температур. Покрышки такого качества сохраняют эластичность в минусовых температурах. Кроме того, на зимние шины наносится специфический рисунок, благодаря которому противоскользящие свойства резины значительно повышаются.

Важно! Зимние шины производители часто снабжают шипами для создания дополнительного сцепления со скользкой поверхностью дороги. Летом шипы опасны как для движения, так и для дорожного покрытия. Поэтому в летний период использование шипованной резины находится под запретом.

Сроки перехода на зимнюю резину

Штраф за летнюю резину

Конкретные сроки перехода на зимнюю резину на законодательном уровне установлены Приложением 5 к техрегламенту  таможенного союза «О  безопасности колёсных ТС», вступивший в действие в РФ с 01.01.2015 года. Согласно ему запрещается использование шипованных шин в период с июня по август, летняя резина запрещается к использованию с декабря по февраль.

Сроки запрета на эксплуатацию летней и зимней резины могут быть увеличены местными властями. Уменьшение установленных на федеральном уровне сроков законом не предусмотрено.

Таким образом, техрегламент устанавливает следующие требования к маркам автопокрышек:

  • Летом (июнь-август, в некоторых регионах с мая по сентябрь) – запрещается использование шипованных шин.
  • Зимой (декабрь-февраль, либо с ноября по март) – разрешается использовать исключительно шипованные или не шипованные шины при наличии маркировок «М+S» и значок «снежинка».

Согласно техрегламенту штраф за использование летней резины может быть назначен с 1 декабря по 28(29) февраля (при наличии региональных законодательных актов с 1 ноября по 30 марта).

Всесезонные шины и особенности их использования

Штраф за летнюю резину

Альтернативой  зимней резине служат всесезонные покрышки, использование которых возможно летом и зимой. Такие шины универсальны и выбираются теми водителями, которые не хотят постоянно «переобувать» автомобиль при смене сезонов.

Всесезонные шины имеют ряд плюсов и минусов:

  • Преимущество их уменьшенной шумности по сравнению с шипованной резиной и достаточно низкая стоимость.
  • Недостаток всесезонных покрышек – быстрая изнашиваемость, недостаточное сцепление с дорогой при агрессивном стиле вождения, неприспособленность к движению во время снежных заносов.

Всесезонные шины не пригодны для регионов, где зимние температуры держатся в диапазоне минус 20 градусов и ниже. Связано это свойство с тем, что такая резина произведена в странах с мягким климатом, и не приспособлена для использования в суровом российском климате. На сильном морозе всесезонная резина «дубеет», и сцепление с дорогой ухудшается. В таких условиях долговечность резины снижается, и обновлять её приходится чаще.

Но в разрезе рассматриваемого в этой статье вопроса, установка всесезонных шин – решение проблем со штрафами за использование летней резины. Использование всесезонной резины допускается по закону в любое время года, поэтому автовладельцы, использующие их, могут не опасаться штрафа. Несмотря на то, что в вышеназванном техрегламенте понятие «всесезонная» резина не содержится, наличие маркировки «M S» на таких покрышках даёт возможность использовать их в любое время года.

Штрафы за неправильное использование резины

В 2018 году вопрос со штрафом за летнюю резину зимой до конца не урегулирован на законодательном уровне. Связано это с тем, что в КОАП не содержится ссылок на пункты техрегламента, запрещающего эксплуатацию шин не по сезону. Однако на практике водителей регулярно штрафуют за езду на «лысой» резине и за использование шин без зимней маркировки в период с декабря по февраль.

Сумма штрафа за данное правонарушение – 500 рублей. Инспектора назначают данное наказание за использование летних покрышек на обледенелой или заснеженной дороге.

Справка! Нестыковки в законодательстве могут быть разрешены в самом ближайшем времени. Законопроекты, увеличивающие сумму штрафа за покрышки, не соответствующие техрегламенту неоднократно вносились на рассмотрение Государственной Думы. Предполагается повысить штрафы до 2-5 тысяч рублей.

Езда на летней резине в зимнее время года – это не только риск получить штраф, но и опасность создания аварийных ситуаций. Соблюдение рекомендаций к использованию покрышек по сезону обеспечивает безопасность движения, поэтому с наступлением морозов всё-таки лучше «переобуть» свой автомобиль, чем рисковать собственной жизнью и здоровьем.

В видеоролике эксперт раскрывает понятие зимних и летних шин в свете законодательства: